Наблюдение за листопадом, поиск монеток в кармане, измерение длины парты и высоты стула – это и многое другое вместо решения уравнений на доске. Так проходят наши уроки математики. В школе «Мединочка» мы используем авторскую методику Наталии Сопруновой.
Буквально недавно педагог выступила на онлайн-конференции Московского международного салона образования, где рассказала о том, как увлечь школьников математикой.
«Сейчас важно перестраивать педагогические подходы. Не актуально учить детей складывать в уме трехзначные и пятизначные числа. Зачем, когда у каждого есть смартфон со встроенным калькулятором? Задача начальной школы – сформировать математическую интуицию, убрать страх перед ошибкой и увидеть математику в каждом моменте жизни», – считает Наталия Сопрунова.
Первое, с чего начинаем занятия – учим детей чувствовать числа до ста. Например, сравниваем 72 и 73. Дети четко понимают, в чем разница. Они говорят, что 73 какое-то неудачное число, неудобное, а вот с 72 легче работать, потому что у него много делителей. Такие упражнения очень полезны, чтобы в среднем звене сложные задачи давались легче.
С таким подходом согласные и наши педагоги. Так, в первом классе учитель Татьяна Гаврилова считает, что современным детям изучение правил из учебников не интересно.
«Каждый наш урок превращается в исследование. Иногда даже я не знаю, чем оно закончится. Мы задаем утверждение, оно бывает истинное или ложное и мы вместе пытаемся найти ответ», – говорит Татьяна Гаврилова.
Простой пример. Всем известная с детства аксиома – на ноль делить нельзя. Логично, что у детей возникает вопрос – почему? Кто запретил? Попробуйте на уроках разделить на ноль, все начнет рассыпаться. Тогда ученики путем проб и ошибок начинают понимать, что на ноль разделить, действительно, невозможно.
Также, Наталия Сопрунова считает, что преподавание математики без реальной привязки к жизни – утопия. Когда ребенок видит на доске бесконечный поток знаков, он теряет почву под ногами. Классическая тема для начальной школы – задачи на движение. Они пугают детей своей сложностью. Лучше всего эту тему объяснить на конкретном примере. Мы оглядываемся вокруг, смотрим в окно, видим, как летит лист. Я спрашиваю: «А какая сегодня скорость у ветра?» Дети смотрят на лист, прикидывают, набрасывают все версии на доске. Далее открываем приложение с погодой на телефоне, смотрим, какая, действительно, сегодня скорость у ветра.
Просто о сложном – вот главное правило на уроках математики. Чтобы избежать пробелов в знаниях, надо объяснять сложный предмет максимально доступно. Мы уверены, что такие эксперименты лишь заинтересуют детей, и не доведут их до тупика.