Традиционная система образования внушает детям страх перед ошибками. В России к ошибкам вообще относятся негативно: с детства мы воспринимаем их не как как часть рабочего процесса, а как доказательство нашей несостоятельности. у нас принято ругать себя и других за ошибки и стыдиться их. Мы в «Мединочке» уверены, что ошибки – это часть эффективного обучения, поэтому с понимание относимся к ошибкам и призываем к
этому родителей. Эта позиция называется мышлением роста, когда ошибка становится для ребенка естественной частью обучения, которая приводит к знаниям: «Я пробовал, ошибался, пробовал снова, ошибался, пробовал еще — и у меня получилось». Как помочь ребенку не бояться ошибок?
1. Поощряйте в ребенке инициативу. Не доделывайте за ним то, что у него не получается. Внушайте, что главное – сделать самому.
2. Хвалите не за ум, а за старательность. Дети, которых хвалят за старательность склонны упорнее решать проблемы, чем дети, которых хвалили за ум. Последние пасовали перед сложными заданиями.
3. Не сравнивайте. Если у кого-то получается лучше, это не повод ставить кого-то ребенку в пример. Лучше порассуждайте какие навыки помогут решить проблему и как их можно поэтапно развить в себе.
4. Подчеркивайте улучшения. Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а с ним же прежним, чтобы закрепить прогресс. Это помогает выработать причинно-следственную связь между процессом обучения и успехом.
5. Реагируйте на сложности в учебе положительно: «Не так-то это просто, да? Сложная задача попалась, давай попробуем разобраться снова».
6. Учите ребенка анализировать неудачи. Разберите, что было непонятно, и как можно поступить в аналогичной ситуации.
7. Покажите, что ошибаются все. Признавайте свои промахи и ошибки перед ребенком. Выработайте у него понимание, что ошибки допускают все, и это нормальная часть жизни.
Так постепенно у ребенка исчезнет страх перед ошибками, а значит повысятся мотивация и интерес к учебе.