Домашняя работа, которую, как правило, выполняет с ребенком вся семья – абсолютно не сказывается на усвоении материала, но при этом очень вредит здоровью ребенка. Под этим утверждением подписались уже финские и британские педагоги, и весь мир постепенно приходит к отмене домашнего задания для детей в начальной школе.
Аргументов за отмену гораздо больше, чем против:
Это подтвердят все родители: огромная нагрузка и стрессовое состояние бьют по здоровью детей. Дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном. Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.
Сегодня дети заняты как никогда.Сначала школа, потом кружки, потом репетитор и еще домашнее задание. Такую нагрузку не выдержит даже взрослый. При таком графике задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа.
Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа, хотя по факту на уроки уходит больше времени. Почти половина рабочего дня, и это после школы.
Для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает. Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.
«Сделать уроки» – это фактически пройти программу, которую учителя не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность. Но хуже этого – творческие задания, которые обычно делают всей семьей в полпервого ночи. Никакого творчества, а лишняя повинность, которая вызывает исключительно раздражение.
Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.Многие родители делают уроки с детьми и за детей. При этом родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
В связи с такими очевидными минусами, например, в Британии и Франции еще пять лет назад объявили, что отменяют обязательные домашние задания для учеников младших классов. В Финляндии уроки после уроков существуют только для тех, кто сам пожелает большей нагрузки. Кстати, еще в 1953 году советский педагог Елена Яновицкая предложила методику обучения, при которой вся обязательная программа усваивалась исключительно в школе, а «домашкой» становилось только лично выбранное учеником дополнительное образование. К сожалению, идея выглядела слишком революционной и от нее отказались. Однако сейчас настало самое время воплотить этот проект в реальность.
В нашей начальной школе «Мединочка» мы отказались от домашних заданий. Дом должен быть местом покоя и отдыха, только тогда ребенок будет возвращаться в школу с удовольствием, а на уроках не спать, а учиться.