Еще несколько десятилетий назад методика была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. Трудность в том, что первоклашки долго не могли усвоить разницу между тем, как буква называется и как произносится. Слоги оказывались длинными, и ребенку было очень сложно удерживать в голове несколько букв. В связи с этим, многие начальные школы успешно экспериментируют с новым методиками обучения чтению.
В отличие от традиционных методов, основой которых было выполнение неэффективных однотипных упражнений на усвоение правил грамматики, «свободные тексты» возвращают в школы родной язык как живое средство общения. Много раз видеть одно и то же слово правильно написанным, собирать его из отдельных буковок-литер, править ошибки и, если надо, делать специальные упражнения на карточках по тренировке грамотности – вот естественный путь обучения родному языку. Через зрительную и тактильную память, через опыт. «Познанием на ощупь» называет этот метод Френе. «Редактирование текстов – это королевская дорога к грамотности», – пишет он.
В начальной школе «Мединочка» мы наряду с методикой Зайцева внедрили метод Френе, как наиболее эффективный и интересный для детей. Наши ученики не сидят за партами, механически повторяя буквы и слоги, а создают свою собственную газету, делясь своими историями и наблюдениями. Такой подход сформирует у ребенка не только грамотность, но и любовь к письму и чтению, заинтересованность в занятиях, и, конечно, подарит детям радость творчества!