10 апреля руководитель образовательного центра «Медина» Лилия Мухамедьярова представила доклад на международной научно-практической конференции «Преподавание арабского языка в России: проблемы и перспективы» в Высшей Школе Экономики.
В рамках доклада “Преподавание арабского языка детям в отсутствии школ и методик: строим свой подход”, мы рассказали, как пришли к необходимости отказаться от имеющихся программ и создать свою программу.
Наш анализ системы преподавания арабского языка показал, что все программы обучения арабскому языку создавались с опорой на возможности и потребности взрослой аудитории. И ни один из существовавших до недавнего времени подходов не мог применяться при работе с детьми.
«Анализу языка, заучиванию правил, грамматике – детей, особенно дошкольного возраста, не научишь, их можно научить только речи, – отметил наш докладчик. – Когда три года назад мы приступили к исследованию ситуации в области арабского для детей, составлению программ, мы обнаружили, что никаких методик, учебников, материалов и программ по преподаванию арабского детям не существует».
Отсутствие действенных методик побудило нас создать свой авторский курс по преподаванию арабского языка детям с 3 лет.
Докладчик рассказал, как целый год мы разрабатывали сценарии каждого урока, основываясь на познавательной и эмоциональной деятельности детей, и просматривали видео этих занятий, наблюдая, как реагируют дети на те или иные задания. Также мы пригласили в качестве педагогов носителей языка.
В докладе эксперт «Мединочки» отметил, что два фактора – естественная речь педагога и естественные условия для познания – помогли нам начать учить детей арабскому.
В ходе доклада были продемонстрированы видео, и присутствующие могли сами убедиться, как погружение в языковую среду и обучение ребенка в процессе непринужденной игры, позволяет ребенку общаться на арабском после полугода-года обучения.
Кроме того, докладчик затронул основные проблемы, мешающие успешному освоению арабского языка детьми – незаинтересованность родителей и отсутствие учебных материалов. В качестве практических рекомендаций для их преодоления были озвучены следующие аспекты нашей программы:
Информативность, красочность и наглядность учебных материалов.
Игровая атмосфера и принцип активного сотрудничества.
Акцент на живой речи.
Повторение и вовлечение родителей.
Интерес ребенка к изучаемым темам.
Мы рады, что смогли поделиться своими наработками и опытом с коллегами. И надеемся, что наши открытия в будущем помогут широко внедрять эффективную методику изучения арабского для детей.