Звенит колокольчик, дети как молекулы разбегаются кто куда, как только учитель перестал звенеть, ученики соединяются в круг – так выглядит перерыв на уроке у наших первоклашек. Физкультминутка превращается в увлекательную игру. Цель – не просто размяться и отдохнуть, но еще и объединиться.
Командообразование и парная работа. Эти два принципа помогают выстраивать гармоничные и теплые отношения в коллективе. Создание дружественной атмосферы – наш приоритет. Дух совместности заряжает ребят, уверена учитель начальных классов Татьяна Гаврилова: «В командной работе, особенно, если мы все вместе играем, стирается любой негатив. У детей появляется цель. В процессе ее достижения они сплачиваются, чувствуют друг друга, и забывают старые обиды, например, то, что кто-то кому-то вчера на ногу наступил. Когда появляется результат в конце игры – детки радуются, обнимаются и приходят к выводу, что достигать вершин легче всем вместе, чем одному». Главное, что нет конкуренции и соперничества. Нет лидеров и отстающих. А есть ученик, способный стать успешным!
Конфликты неизбежны. Мы всегда об этом помним. Абсолютно нормально, что дети отстаивают свои границы, капризничают, обижаются. «Буквально недавно мальчишки на прогулке поссорились, но тут же помирились. Компромисс нашли самостоятельно. И это замечательно. Значит, наша работа на уроках дала свои плоды», – говорит Татьяна Гаврилова. Однажды на уроке мы делали дерево дружбы, теперь смотрим на него и постоянно проговариваем, что мы – одна команда и у нас одна цель. Такой опыт помогает осознать, что дружба – это огромная ценность.
Учитель – добрый наставник, а не тиран. Жесткие указания и принуждение дадут только одну реакцию – сопротивление. По словам Татьяны Гавриловой, педагог – старший товарищ, часть команды. «Я им даже приводила пример про веник. Когда каждый прутик по отдельности, его очень легко сломать, если их собрать воедино, то сломать будет невозможно», – поделилась Татьяна Гаврилова.
Социо-игровой подход. Нам близка методика советского педагога и психолога Евгения Шулешко. Она основана на воспитании дружественных связей между детьми. Ребята играют и исследуют этот мир на равных. И именно дружба в коллективе помогает ребенку предъявить себя миру и стать успешным.
Согласитесь, когда в коллективе здоровые отношения, тогда и учиться гораздо легче и приятнее!