За какое время муравьи построят муравейник? Из чего они это сделают? Чем питаются насекомые? Сколько микробов на столе? Все ли они вредные? – этими и другими вопросами задаются наши ученики. Ответы на них они ищут самостоятельно – во время проектной деятельности.
В большинстве государственных школ проектно-исследовательская деятельность представлена лишь в качестве дополнительной опции. Обычная классно-урочная система, которая нацелена в первую очередь на теорию, просто не умещает в себе практическую сторону. А ведь именно исследование помогает ребенку лучше понять предмет, мотивирует на получение более глубоких знаний, развивает усидчивость, воображение, критическое мышление, расширяет кругозор.
Исследовать ученики «Мединочки» начинают уже в первом классе. Например, недавно на уроке окружающего мира первоклашки выяснили, как живут муравьи. Сначала ребята прочитали рассказ Виталия Бианки «Путешествие муравья», а после началась невероятная игра воображения. «Дети познакомились с героями, придумали каждому характер, сделали макет муравейника, собрали все компоненты, дорисовывали, наклеивали, воссоздали все до мельчайших деталей», – рассказала педагог Татьяна Гаврилова.
Для городских детей, которые практически не видят дикую природу, проекты помогут лучше понять красоту мира, покажут изнанку того или иного явления. По словам педагогов, картинки из учебников и пересказы параграфов не дадут того эффекта, который даст исследовательская работа.
Конечно, о глобальных проектах в начальной школе говорить пока рано. Но начинать можно с малого: с создания макетов, стенгазет, простых рассчетов и опытов. И уже, когда дети станут постарше, им будет проще делать большие научные работы. Кто знает, может кто-то из наших ребят получит Нобелевскую премию?