Быть добрым, уметь сопереживать, прийти на помощь и утешить – важные навыки для любого человека. В быстроменяющемся, нестабильном и агрессивном мире развивать у детей эмпатию крайне актуально. Как это делают в «Мединочке»?
Взрослые – пример. Мы знаем, что все дети уже рождаются с добрым сердцем. Но в процессе роста на ребенка влияет множество факторов. Эмпатия – это то, что нужно постоянно совершенствовать. Если малыш регулярно получает заботу, улыбки, внимание и уважение извне, то он обязательно с этим поделится с другими. Поэтому любое воспитательное действие взрослые начинают с себя.
Реджио-педагогика. Нам очень близок подход итальянского педагога Лориса Малагуцци. Главный его принцип в том, что учитель для ребенка прежде всего партнер, а не строгий наставник, пытающий «подогнать» ученика под стандарт. Каждый малыш – микровселенная со своим набором чувств, талантов и способностей. Мы их замечаем и направляем в нужное русло. Без принуждения, соревнований и фраз «А смотри, как сделал кто-то другой!» Такое отношение дает свои плоды. Дети не замыкаются, не стесняются своих эмоций, умеют прислушиваться к себе и окружающим.
Сотрудничество и ровесничество. На помощь в развитии эмпатии всегда приходит игра. Один из сторонников социо-игрового подхода, советский педагог и психолог Евгений Шулешко считал, что «во всех видах деятельности нужно идти от возможностей детей, открыть широкий путь к игре». Здесь главное – не ограничивать фантазию ребят, дать самим выстраивать правила. Взрослый наблюдает и, при необходимости, вмешивается. Благодаря этому удается не только эффективно организовывать уроки, получать знания, но и выстраивать благоприятные отношения внутри коллектива.
Благотворительность. Мы много рассказываем ученикам о помощи людям, устраиваем благотворительные ярмарки, приглашаем волонтеров фонда «Солидарность». Для детей – это возможность проникнуться историями ровесников, которым приходится сложнее и нужна поддержка. Ребята начинают сочувствовать, сопереживать и, конечно, ищут способ помочь.