Из своего школьного прошлого все мы помним страх получить плохую оценку. Ведь «2» – это не просто балл за недостаточное освоение материала, а некий культурный символ, который ставит на ребенке клеймо глупости. И наши дети уже заранее боятся этого. Спросите любого первоклассника, который еще вообще не получал никаких оценок: боится он получить двойку? Скажет: “Да!”. Исследования показывают, что у детей появляется стресс. Если раньше он проявлялся в первом, втором, третьем классе, то сейчас – до школы. Первоклассника начинают оценивать лишь как ученика, делая вывод по отметкам в дневнике – хороший он или плохой. Происходит некое обесценивание, и дети это чувствуют.
В результате такого оценивания у ребенка появляется тревожность из-за возможных недоразумений в семье (там ждали “5”, а не “3”!), это чувство усугубляется чувством несправедливости со стороны учителя, субъективности оценки.
Оценка труда ученика уже давно стоит на одном из первых мест среди проблем педагогики. Пятибалльная система привычна и детям, и родителям, и учителям настолько, что мы давно воспринимаем её как “абсолют”. Но вместе с тем она не лишена очевидных недостатков, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Это:
Современные интерактивные технологии в образовании и проблема низкой мотивации учеников требуют от школы иной системы оценки результативности ученического труда, которая не травмировала бы ребенка, не снижала его желания учиться, а наоборот, стимулировала любовь к новым знаниям.
Например, в Финляндии, где система образования считается одной из самых успешных и комфортных для ребенка, до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. А с 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию. Но эта информация только для родителей. Никакого прилюдного навешивания ярлыков нет.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
В России одной из немногих школ, внедривших безоценочный метод, стал Лицей Ковчег-XXI. В 2015 году после 18 лет тяжёлых и продолжительных дискуссий учителя лицея КОВЧЕГ подписали с родителями учащихся договор, в соответствии с которым ученикам с 1 по 6 класс включительно не будут выставляться оценки по пятибалльной шкале.
Новую систему назвали «маршрутный лист».
Маршрутный Лист — список заданий разного уровня сложности; если ученик хорошо выполнил задание, учитель ему говорит «хорошо», если плохо — говорит «в следующий раз».
Всё. И никаких пятибалльных оценок! После внедрения этой системы дети оживились: другое выражение лица, другие глаза и улыбка. Появился азарт: можно я возьму задание посложнее, а я это тоже смогу сделать. И это в средней школе, когда, казалось бы, ничем их уже не поднимешь…
В рамках учебной темы выделяются задания разных уровней. И за выполнение каждого задания они получат долгожданную оценку(!) — которая в этой системе выражается словом «хорошо». Важно, что уровень работы всегда определён заранее, и учитель никогда не оценивает: ни ученика, ни его работу. Он просто говорит: «Да, ты справился с этой работой (первого, второго или третьего уровня сложности)» или «Нет, ты не справился, в следующий раз». Только «да» и «нет».
Важным звеном безотметочного обучения является доверительный стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Дети не боятся отвечать, высказывать свои предположения, ошибаться. Ребенок растет с положительным отношением к обучению, ему интересно познавать, его самооценка остается стабильной, и он уверен в своих силах. Не об этом ли мечтает каждый родитель, отдавая детей в школу?
Основываясь на сугубо положительном опыте зарубежных и российских школ с безоценочной системой, мы также сказали «нет» пятибалльным отметкам в нашей начальной школе «Мединочка». Начальная школа при образовательном центре «Медина» – это пространство творческого и увлекательного знакомства ребенка с новыми знаниями. И мы уверены, что отсутствия стресса, страха и «ярлыков» сделает процесс обучения для ваших детей не только результативным, но и приятным.